Подготовка мотора к сезону

 

                                                                                                      Поговорим о свечах

                 


Начнем со свечей зажигания

На  моторах  отечественного производства  немаловажное значение для нормальной работы  играет  правильный подбор свечей .  

При правильно подобранной по калильному числу свече (рис. 1а, 1б) изолятор должен быть светло-коричневого или светло-серого цвета. Появление же черного матового нагара (рис 1в) (если свеча вывернута из прогретого двигателя) чаще всего вызывается следующими причинами:

Рис.1. Изоляторы свечей:
а) свеча с платиновым электродом;
б) свеча SUPER с медным электродом;
в) слишком «холодная» свеча

Рабочий температурный режим свечи зависит от поверхности изолятора, длины резьбы, способа охлаждения головки цилиндров (при воздушном охлаждении температура головки на 50-100 градусов выше, чем при жидкостном охлаждении), мощностных показателей двигателя.

При слишком высоком температурном режиме центрального электрода и изолятора (1000 градусов и выше) может начаться калильное зажигание, т.е. воспламенение смеси не от искры, а от раскаленных поверхностей свечи. Этот процесс неуправляемый — воспламенение происходит все раньше и раньше, в результате чего или сгорает свеча, или прогорает днище поршня (рис. 2). Калильное зажигание возникает на режимах высоких чисел оборотов и полных нагрузокВ. При калильном зажигании появляются глухие стуки, которые, как правило, не слышны из-за высокого уровня шума.

Рис.2. Поршень с днищем,
прогоревшим в результате
калильного зажигания

Чтобы избежать калильного зажигания необходимо:

Белый цвет изолятора указывает, что температурный режим на пределе, и в любой момент может начаться калильное зажигание. В этом случае необходимо поставить свечу с более высоким калильным числом.

У отечественных свечей калильное число определяется на специальной одноцилиндровой установке с наддувом. Давление наддува повышается до тех пор, пока не начнется калильное зажигание. При этом фиксируется среднее индикаторное давление цикла, которое и является калильным числом (11, 14, 17, 20, 23). Чем выше литровая мощность двигателя, чем выше степень сжатия, номинальная частота вращения, тем больше должно быть калильное число..

Старая маркировка калильного числа свечей ряда зарубежных фирм производилась по времени (в секундах), после которого на специальной установке начиналось калильное зажигание. Эта величина примерно в 10 раз превышает показатель калильного числа отечественных свечей. В настоящее время большинство фирм обозначают калильное число чисто условно, что значительно затрудняет выбор свечей. Для того, чтобы облегчить эту задачу, в статье приведена таблица отечественных свечей и их аналогов производства ведущих зарубежных фирм.

Рис.3. Свечи с пологой температурной характеристикой:

а) свеча с медным электродом и жаростойким покрытием;
1 — медный центральный электрод;
2 — жаростойкое покрытие
3 — юбочка изолятора;

б) свеча с платиновым электродом:
1 — платиновый центральный электрод;
2 — юбочка изолятора

В последние годы начали выпускаться свечи «Супертермоэластик» с более пологой температурной характеристикой в зависимости от нагрузки, что достигается выполнением центрального электрода (а иногда и боковых электродов) из меди, обеспечивающей лучший теплоотвод и снижающей их температуру. Конечно, часть электрода, расположенного в камере сгорания, покрывается жаростойким материалом (никель, хром и др.). Отечественные свечи в этом случае имеют в обозначении модели букву М, например, А17ДВРМ. Это свеча с резьбой М14х1,25 длиной 19 мм, выступающим из корпуса изолятором, резистором для подавления радиопомех и медным (с жаростойким покрытием) центральным электродом. Зарубежный аналог — WR7DC или WR7DP фирмы Бош. Последняя буква обозначает материал центрального электрода: С — медь, Р — платина, S — серебро. Свечи с медным (рис. 3а) или платиновым (рис. 3б) электродом одной марки с более пологой тепловой характеристикой заменяют две или три марки свечей старого типа. Поэтому данные свечи, как правило, не требуют замены в зависимости от температуры окружающего воздуха.

Для исключения шунтирования свечей при попадании на них конденсата в изоляторе свечи располагался электрический подогреватель. Однако такие свечи распространения не получили. Ну, а если свечу при пуске «забросало», и на изолятор попал бензин, то обычно достаточно ее вынуть, прогреть спичкой или зажигалкой, и быстро ввернуть в головку цилиндра. При правильно отрегулированном карбюраторе и исправном двигателе мотор должен запуститься.

Для удаления нагара не рекомендуется пользоваться пескоструйным аппаратом, так как при этом разрушается поверхность изолятора. Обычно достаточно перевернуть свечу, залить в нее растворитель или, в крайнем случае, чистый бензин и деревянной палочкой очистить нагар. Пескоструйный аппарат используется только для удаления отложений толстого слоя смолистого нагара или свинцовых отложений при длительной работе на этилированном бензине.

Для надежного зимнего пуска важно периодически проверять искровой промежуток цилиндрическим щупом.

Исходя из моего опыта  оптимальным выбором для моего Нептуна   являются  свечи  Бриск N-17c , кои мной протестированы на всех режимах ,особенно в режиме троллинга ,  когда отечественные свечи пачками выходят из строя. Неплохой вариант так же Бош w9ac.

СВЕЧИ С РЕЗЬБОЙ М14х1,25 ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА (РФ) И ИХ ЗАРУБЕЖНЫЕ АНАЛОГИ

Длина резьбы, мм

РФ

Аутолайт
Autolight

Беру
Beru

Бош
Bosch

Бриск
Brisk

АС Делько
AC Delco

Лодж
Lodg

Марелли
Marelli

Мотокрафт
Motocraft

НГК
NGK

Ниппонденсо
Nippondenso

Флэшпоинт
Flashpoint

Чемпион
Chempion

12,7

A9H

 

 

W9AC

M45EF

 

CH

 

 

B4H;

W14FR-U

 

H10

12,7

A11

416

14-8 A

W9AC;
W9AP

N19C

45F; 43F

HBN; CNY

CW3N;
CW4N

AE 52; AE 62; AE 82;  AE 6

B5HS

W14FR-U;
W14F-U10

FP10; FP10C

L9G; L8C; L9J

12,7

A14

415; 425

14-8 A; 14-7 AU

W8AC;
W8AP

N17C

44F; M 45FF

HN; CNY

CW3N;
CW55N

AE 4X; AE 4C

B5HS

W16FS-U

FP11; FP11C

L7J; L288; L88A

 

                                                                                                                                       По материалам статьи  А Дмитриевского           УРИ

Сайт создан в системе uCoz