|
Подготовка мотора к сезону |
|
|
Поговорим о свечах |
Начнем со свечей зажигания
На
моторах отечественного
производства немаловажное значение для
нормальной работы играет правильный подбор свечей .
При правильно подобранной по
калильному числу свече (рис. 1а, 1б) изолятор должен быть светло-коричневого
или светло-серого цвета. Появление же черного матового нагара (рис 1в) (если
свеча вывернута из прогретого двигателя) чаще всего вызывается следующими
причинами:
|
|
|
Рис.1.
Изоляторы свечей: |
Рабочий температурный режим свечи
зависит от поверхности изолятора, длины резьбы, способа охлаждения головки
цилиндров (при воздушном охлаждении температура головки на 50-100 градусов
выше, чем при жидкостном охлаждении), мощностных
показателей двигателя.
При слишком высоком температурном
режиме центрального электрода и изолятора (1000 градусов и выше) может начаться
калильное зажигание, т.е. воспламенение смеси не от искры, а от раскаленных
поверхностей свечи. Этот процесс неуправляемый — воспламенение происходит все
раньше и раньше, в результате чего или сгорает свеча, или прогорает днище
поршня (рис. 2). Калильное зажигание возникает на режимах высоких чисел
оборотов и полных нагрузокВ. При калильном зажигании
появляются глухие стуки, которые, как правило, не слышны из-за высокого уровня
шума.
|
Рис.2.
Поршень с днищем, |
Чтобы избежать калильного зажигания
необходимо:
Белый цвет изолятора указывает, что
температурный режим на пределе, и в любой момент может начаться калильное
зажигание. В этом случае необходимо поставить свечу с более высоким калильным
числом.
У отечественных свечей калильное
число определяется на специальной одноцилиндровой установке с наддувом.
Давление наддува повышается до тех пор, пока не начнется калильное зажигание.
При этом фиксируется среднее индикаторное давление цикла, которое и является
калильным числом (11, 14, 17, 20, 23). Чем выше литровая мощность двигателя,
чем выше степень сжатия, номинальная частота вращения, тем больше должно быть
калильное число..
Старая маркировка калильного числа
свечей ряда зарубежных фирм производилась по времени (в секундах), после
которого на специальной установке начиналось калильное зажигание. Эта величина
примерно в 10 раз превышает показатель калильного числа отечественных свечей. В
настоящее время большинство фирм обозначают калильное число чисто условно, что
значительно затрудняет выбор свечей. Для того, чтобы
облегчить эту задачу, в статье приведена таблица отечественных свечей и их
аналогов производства ведущих зарубежных фирм.
|
|
Рис.3. Свечи с
пологой температурной характеристикой: а) свеча с
медным электродом и жаростойким покрытием; б) свеча с
платиновым электродом: |
В последние годы начали выпускаться
свечи «Супертермоэластик» с более пологой
температурной характеристикой в зависимости от нагрузки, что достигается
выполнением центрального электрода (а иногда и боковых электродов) из меди,
обеспечивающей лучший теплоотвод и снижающей их
температуру. Конечно, часть электрода, расположенного в камере сгорания,
покрывается жаростойким материалом (никель, хром и др.). Отечественные свечи в
этом случае имеют в обозначении модели букву М, например, А17ДВРМ. Это свеча с
резьбой М14х1,25 длиной 19 мм, выступающим из корпуса изолятором, резистором
для подавления радиопомех и медным (с жаростойким покрытием) центральным
электродом. Зарубежный аналог — WR7DC или WR7DP фирмы Бош. Последняя буква
обозначает материал центрального электрода: С — медь, Р
— платина, S — серебро. Свечи с медным (рис. 3а) или платиновым (рис. 3б)
электродом одной марки с более пологой тепловой характеристикой заменяют две
или три марки свечей старого типа. Поэтому данные свечи, как правило, не
требуют замены в зависимости от температуры окружающего воздуха.
Для исключения шунтирования свечей
при попадании на них конденсата в изоляторе свечи располагался электрический
подогреватель. Однако такие свечи распространения не получили. Ну, а если свечу
при пуске «забросало», и на изолятор попал бензин, то обычно достаточно ее
вынуть, прогреть спичкой или зажигалкой, и быстро ввернуть в головку цилиндра.
При правильно отрегулированном карбюраторе и исправном двигателе мотор должен
запуститься.
Для удаления нагара не
рекомендуется пользоваться пескоструйным аппаратом, так как при этом
разрушается поверхность изолятора. Обычно достаточно перевернуть свечу, залить
в нее растворитель или, в крайнем случае, чистый бензин и деревянной палочкой
очистить нагар. Пескоструйный аппарат используется только для удаления
отложений толстого слоя смолистого нагара или свинцовых отложений при
длительной работе на этилированном бензине.
Для надежного зимнего пуска важно
периодически проверять искровой промежуток цилиндрическим щупом.
Исходя из моего опыта оптимальным выбором для моего Нептуна являются
свечи Бриск
N-17c , кои мной протестированы на всех режимах ,особенно в режиме троллинга
, когда отечественные свечи пачками
выходят из строя. Неплохой вариант так же Бош w9ac.
СВЕЧИ С РЕЗЬБОЙ М14х1,25 ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА (РФ) И ИХ
ЗАРУБЕЖНЫЕ АНАЛОГИ |
|||||||||||||
Длина резьбы, мм |
РФ |
Аутолайт |
Беру |
Бош |
Бриск |
АС Делько |
Лодж |
Марелли |
Мотокрафт |
НГК |
Ниппонденсо |
Флэшпоинт |
Чемпион |
12,7 |
A9H |
|
|
W9AC |
M45EF |
|
CH |
|
|
B4H; |
W14FR-U |
|
H10 |
12,7 |
A11 |
416 |
14-8 A |
W9AC; |
N19C |
45F; 43F |
HBN; CNY |
CW3N; |
AE 52; AE 62; AE 82;
AE 6 |
B5HS |
W14FR-U; |
FP10; FP10C |
L9G; L8C; L9J |
12,7 |
A14 |
415; 425 |
14-8 A; 14-7 AU |
W8AC; |
N17C |
44F; M 45FF |
HN; CNY |
CW3N; |
AE 4X; AE 4C |
B5HS |
W16FS-U |
FP11; FP11C |
L7J; L288; L88A |
По материалам статьи
А Дмитриевского
УРИ