Искусственные мухи для ловли хариуса

 

     Ловля хариуса на естественные приманки – поденку, личинку поденки, ручейника, переколомину, оводы – дает свои результаты. Но хлопоты по поимке всех вышеперечисленных особей в водоеме и около , заставляют искать другие способы обмануть привередливую рыбешку. Да и лень – двигатель прогресса. Если продолжать эту линейку причин перехода на искусственные приманки, то можно добавить, что на искусственные приманки рыба берет иногда более активно, чем на  «натурпродукт».

  Бессмысленно добиваться полной копии самоделки естественным насекомым. Как оказывается на практике, достаточно выделить некоторые признаки летающих и парящих: крылья, лапки, усики или что-то другое. И рыба принимает это изделие за нечто съедобное, с вытекающими отсюда для нее последствиями…

   Итак, с чего начинается  процесс изготовления искусственных приманок?

 Во-первых, с  поиска подходящего крючка. Я буду описывать все так, как и действительно все происходит, из личного опыта исходя.

  В давние славные времена развитого социализма номера крючков соответствовали расстоянию от жала до цевья. Желающие могут найти все по описаниям в соответствующих журналах. Путем долгих проб и ошибок мы (Енисейские рыбаки) стали применять крючки №6. Меньшие номера давали много сходов,  так как жало крючка не засекалось за твердое нёбо рыбы. А крючок большего размера входил ( точнее, выходил) в ноздрю рыбы (среднего ожидаемого размера). Кстати, исключалась поклевка мелких харюзов, для которых крючок этот был  «не по зубам».

 Крючок брался с удлиненным цевьем, немного изгибался около ушка а сторону жала.

  Это потом давало имитацию чуть изогнутого тельца изготовляемой обманки –для более натурального сходства с оригиналом. Крючок брался темный, достаточно острый, лучше кованный (чуть сплющенный с боков).

 

 На крючок припаивалась шарообразная мормышка, состоящая из полусферы чистого серебра, которую заполняло чистое олово. Почему чистое олово? – долго не темнеет, хотя потом все равно темнеет, приходится его снова полировать – например, ручкой пинцета, там где нарезка от скольжения. Этого бывает достаточно, чтобы шарик вновь заблестел. Это про олово.

  Почему серебро? – единственный метал, дающий в воде имитацию пузырька воздуха – по цвету, по оттенку или еще по чему – так, по-крайней мере было где-то описано. Не помню где. Но запомнилось. Да и если понаблюдать за мелкими тварями в воде, у дна, то прежде чем всплыть, они берут воздух из воды, создают вроде воздушного шара и на нем всплывают на поверхность, где их ждут различные приключения и судьбы.

  Серебро брали из электролитических конденсаторов типа Э.Т.О большой емкости, из пробитых, иногда и из целых… Корпус аккуратно вскрывался, из него извлекалась чашечка серебряная (2 грамма). Эта чашечка отжигалась на некоптящем пламени, чтобы стала мягкой, затем разрезалась по окружности, образовывалась  развертка – дно и края. Выравнивалась на плоскости молотком, снова отжигалась. Затем на  диске с отверстиями от мясорубки и подходящим шариком пробивалась полусфера. Острой иголкой со стороны выпуклости делалось отверстие – все готово для пайки крючка. Чашечка диаметром 3 –3.5 мм.

 

Мормышка паяется на  вольфрамовой игле – она не лудится и не припаивается к крючку. Сначала  на иглу одевается полусфера, на нее (на иглу же) одевается предварительно облуженое ушко крючка жалом вниз. Затем паяльником берется капелька чистого олова и опускается в полусферу с ушком. Применяется флюс, естественно. Должен получится аккуратный блестящий шарик, с отверстием насквозь, без затеков олова на внешнюю поверхность серебряной полусферы.  Иногда получается сразу (у тех, у кого паяльник в руке бывает чаще ложки)… Другие достигают все путем проб и ошибок. И опыт – сын ошибок трудных. Отверстие в мормышке снизу  должно быть без острых краев. Чтобы потом леску на резать. Обычно оно так и получается. Так как игла вольфрамовая не смачивается оловом ( не лудится, значит).

  Ну, вроде крючок с шариком (блестящим, ибо после пайки его надо потереть чем-нибудь твердым –я полировал его пинцетом - волнистой ручкой его) готов.

 Для начала достаточно.

   Прежде, чем приступать к творчеству, необходимо:

1. Иметь соседей (по даче), у которых был бы красивый красный петух. На этого петуха вы долго и внимательно смотрели, представляя его перышки на хариусной обманке. Петух, конечно, подозревал вас в корыстных целях, но зацепиться ему было не за что. Путем налаживания тесных контактов (не с петухом, естественно, а с с его хозяевами) вы убеждаете их при кончине кочета (естественной или насильственной в связи с драчливостью особи) выделись вам голову казненного и часть шеи. Что и будет выполнено. Вам принесут тело в самый неподходящий момент – когда вы обедаете, или мечтаете о чем-то светлом… 

2. Иметь разноцветные нитки-мулинэ или вообще нитки,   лавсановые (крепкие и тонкие для закрепления пера на цевье крючка). Для этого, приходя в гости к товарищу (или его жене, что верней) – желательно начать разговор с сообщения о выставке вышивальных произведений, и что ни до, ни после таких произведений не видали. После чего вам тут же покажут, что и мы не лыком шиты. И что не боги горшки, и т.д. Вы тут же должны заинтересоваться палитрой цветов применяемых ниток, говоря при этом, что таких цветов не бывает. И вот тут вам вынесут коробку с нитками все расцветок и сортов. Выберете нужные вам цвета, говоря при этом что в голову взбредет.  Вам тихо отдадут все. Потом позвонят семье и поинтересуются, не стало ли вам легче и что сказал психиатр? Но вы уже при нитках!

  3. У вас должны быть острые маленькие ножницы, маленький (глазной) пинцет для работы с нитками – завязывание узлов и прочее, алмазный надфиль,

 клей БФ-6, ФЕН для сушки волос, хлорвиниловая трубка 3-4-5 мм.

 

 

Все. Вы готовы творить шедевр. За работу, товарищи!

   Садитесь поудобнее за столом. На столе не должно быть ничего лишнего и никого из над душой стоящего. Только вы и муза (рыбная, естественно –   не русалка, не спутайте).

 Лучше, если настольная лампа вам будет ненавязчиво  освещать рабочее место.

 Из головы петуха (из скальпа, правильней сказать) вытаскиваете все длинные, тонкие перышки, так же из верхней части шеи. Сложите их в отдельную коробку и оберегайте от моли ( при дальнейшем хранении).

  Одно длинное перышко частично очистите от ворсинок (снизу пера), чтобы осталось  примерно половина пера. На фотоснимках показаны все этапы приготовления пера, намотка и все, что может быть непонятно из описания.

 

  Делаете из крепких тонких лавсановых ниток любой расцветки узел «восьмерку», не затягивая его.  Этот узел надеваете на крючок с мормышкой и двигаете его(узел) ближе к шарику. Затем берете подготовленное выше перышко, и вставляете очищенный конец его со стороны шарика в этот же ниточный узел. Затягиваете узелок, и немного обматываете крючок с перышком этими нитками, что закрепляет перо на цевье крючка. Делаете узел для закрепления конца нитки, но конец нитки (см 10) не обрезайте, он пригодится для закрепления пера на теле крючка. Остаток очищенного пера обрежьте перед изгибом крючка ножницами   Можно конструкцию покрыть немного клеем БФ-6 и подсушить под феном.

  Когда узел подсохнет, обмотайте мохнатую часть пера вокруг шарика, затем опустите обмотку чуть ниже по цевью и закрепите ниткой и узлом.

 Вот это заготовка для намотки тельца приманки уже выбранной ниткой определенного цвета, с люрексом или проволочкой тонкой – я применял желтую проволочку от распускания погон ( не генеральских, естественно).

 Держа заготовку за шарик, вокруг которого расположено обрамление из перьевых ворсинок, обматываем с той или иной степенью аккуратности ( кому сколько бог отмерил)  ниткой, цвет которой вам нравится – не значит, что так же будет нравится хариусу, тут уж как угадаешь -, можно вплетать в верхний слой желтый люрекс, или от конфетных коробок (упаковка жгутовая, иногда бывает всяко блестящая). Тут фантазия неограниченна – на то обманка и называется искусственная муха- то бишь искусство надо приложить – а там…

 

 Тельце, которое и получилось в результате ваших манипуляций с ниткой, покрыть тонко слоем клея БФ-6. И подсушить на фене.

  Следующий этап –отгибаете ворсинки от шарика в сторону тельца, и мотаете между шариком и загнутыми ворсинками тонкую-тонкую капроновую красную нить. Мы раньше распускали на нить девчоночьи капроновые бантики. Надолго хватало.

 В результате получилось почти то, что вы и хотели. Покрыть клеем обмотку шарика, не задев ворсинки пера – а то склеятся и будут противно смотреться.

  Все этапы и полуфабрикаты показаны на фото – снято со сканера, на стекло которого и были водружены все этапные фазы искусственной обманки.

  Вот, вкратце, и все. Затем прочищается иголкой отверстие в шарике – оно   всегда затекает клеем – и изделие готово.  Продевается леска  в шарик, завязывается восьмерка на конце лески, отрезается лишняя леска. Муха свободно висит на узле на леске, острием вверх, поворачиваясь течением, -  горизонтально, по крайней мере, сначала. Мы после некоторого количества поклевок перевязывали узел, чтобы не оторвалась обманка из-за усталости лески у шарика, и чтобы восстановить ее горизонтальное положение. Крючок периодически подтачивается, особенно после зацепа за топляк или за камень. Надо учесть, что такая обманка должна идти около дна («мокрая» муха) поэтому зацепы   случаются часто, к недовольству  рыбака.

 В зависимости от ожидаемого размера рыбки крючки могут быть и меньшего размера – для Ушайки так 4 номер сгодится.

                                                                                                                                                    Владимир Кротенко                    Томск

 

Сайт создан в системе uCoz